Текст #000739

Приятно было, что и наш человек не подкачал: оказался на высоте в самых трудных испытаниях.

После одной из успешных гонок к Виктору подошла группа местных жителей. Им понравилась машина на трассе, и они хотели бы взглянуть на нее поближе. Виктор охотно дает объяснения относительно конструкции МАЗа, его технических параметров, поднимает капот и показывает мотор — сердце машины. И всем все понятно. Откуда такая мощь и сила. И скорость и прочность.

С человеком сложнее. В сердце так просто не заглянешь.

Рекламные гонки организуются для того, чтобы выяснить возможности машин. А фильмы про автогонки снимаются для того, чтобы выяснить возможности людей. При всем внешнем сходстве задач это несравнимые по смыслу и масштабу мероприятия. И драматургия, очевидно, должна по возможности это различие учитывать.

Виктор поехал за границу, чтобы показать продукцию своего завода лицом. Но искусство требует, чтобы герой показывал лицом самого себя.

Лицо у парня хорошее, открытое, волевое. Образ мыслей здоровый. Окружающее его интересует мало. Да это и понятно: настолько «информационный материал» о далекой стране, содержащийся в фильме, не выходит за пределы привычных шаблонов. Слышны звуки тамтама. Двери открываются с помощью кнопочек. На улицах встречаются верблюды. Вентиляторы работают без передыху. Очень жарко.

А в родных местах еще зима. Всего несколько дней назад он с любимой девушкой катался на лыжах в живописном пригороде Минска среди белых берез и снежных сугробов. Скольжение было хорошее, настроение радужное. Кое-где вскрылась речка, потому что весна близилась. Скоро покажутся подснежники. На белых стволах берез выступит сок. Авторы песни, сопровождающей воскресную прогулку, молодых людей, делают поэтическое предположение: то плачут березы, то плачут березы. Березовый сок они рекомендуют всем, кто по тем или иным причинам находится вдали от родины: помогает. Это все, конечно, иносказания. На самом деле авторы песни и фильма хотят сказать, что если человек вот так крепко и органично связан со своей землей и природой, как их герой, то на чужой стороне он неуязвим. Верная мысль. Вот только не слишком ли просто, не слишком ли иллюстративно авторы демонстрируют эту связь? Несколько крупных планов героя в родных краях — и все.

Подышав свежим морозным воздухом, Виктор на утро узнает — документы оформлены, надо ехать за границу. За какую границу герой не полюбопытствовал — в документах, наверное, сказано.

Заграница началась в самолете, отлетавшем из Москвы к месту назначения. Чужие лица, чужие нравы, чужие речи. Кто-то раскладывает пасьянс. Кто-то целуется. Негры, как обычно, невозмутимы. Услужливый стюард предложил чего-нибудь выпить: виски? «Водки!» — с некоторым патриотическим вызовом ответил русский инженер. Желание естественное. Но водочный патриотизм, надо думать, не дороже квасного.

Там же, в самолете, Виктор познакомился с немолодым общительным американцем и его симпатичной супругой. Виктор представился — автомобилист. Попутчик расплылся в добродушной улыбке. «О, вы делаете машины, а я их ломаю», — сострил мистер Паркер, профессиональный автогонщик, который летел туда же и за тем же, куда и за чем направлялся Виктор. Острота была пророческой. На второй день гонок он ахнул в пропасть вместе с машиной не без помощи западногерманского автомобилиста, у которого для того, чтобы так расправиться с соперником, были свои основания — жена слегла в больницу, срочно требовались деньги. А накануне Паркер выиграл первую гонку и находился в приподнятом настроении. Но он так подозрительно много пил и веселился, что было очевидно: скоро ему конец. Так и вышло. Гроб цинковый, самолет дюралюминиевый, жена в черном. Все говорит о том, как трагична в капиталистическом мире судьба человека, к тому же оторванного от родины. Мысль опять верная. Только далась она авторам опять же слишком уж легко. Начать играть в казино Франк на реальные деньги можно тут