Текст #000321

И если не требовать от автора научной строгости выводов, если всю эту достаточно распространенную, да что там — модную нынче терминологию («модель», «структура» и пр.) употреблять в обиходном, так сказать, смысле, что и делается сплошь и рядом в искусствознании, то против желания автора таким путем навести порядок в своем художническом хозяйстве не может быть никаких возражений. Вызывает уважение и тот факт (повторим это), что он, отказываясь, по сути дела, от употребления понятия «образ» или «художественный образ», как бы заявляет о своем нежелании участвовать в дискуссии о том, в пределах ли искусства находится неигровой фильм, полагая этот спор лишенным смысла. Для него ценности художественные естественно возникают на базе публицистики, социологического эксперимента.
Однако, судя по всему, Э. Дубровский не собирается ограничиваться эмпирическим уровнем анализа, а претендует на строгость теоретических изысканий и, постулируя понятия «модель», «структура», «элемент», выдвигая идею «статической» и «динамической» моделей действительности, отвечающих различным этапам освоения материала и возникновения разветвленного сюжета, он предлагает некие законченные дефиниции в ранге общих решений поставленных непростых задач. И тут-то становятся очевидными слабые стороны его работы.
Вступая в новую область знаний или подвергая ревизии уже сложившуюся систему теоретических воззрений на тот либо иной предмет научной ли, художественной ли практики, исследователь должен, по-видимому, прежде всего заняться выработкой и уточнением категориального аппарата. Это необходимо, ибо мы часто впадаем в терминологическую путаницу, одинаково именуя принципиально различное, нарекая разными именами pwihчески сходное. Э. Дубровский этому значения, к сожалению, не придает. У него не возникает желания расшифровать суть рабочих понятий своей теории.
Что такое модель в его понимании, в каких она состоит отношениях с действительностью, помимо того, что какие-то ее грани опускает, какие-то полагает существенными?
Структура. Не менее сложное понятие, не совпадающее с другим — система — и тоже нуждающееся в раскрытии его конкретного содержания.
Элемент. Снова то же самое. Что имеется в виду? Элемент как часть чего-то, какой-либо системы или структуры, часть, рядоположенная с другими, равнозначными ей, либо элементарная клетка, из которой развивается структура, мельчайшая клетка, наделенная специфическими особенностями целого?
Что такое статистическая модель? Ведь если модель, то уж непременно живая, действующая, иначе это уже не модель, но некое суммативное целое, конгломерат частей...
Может показаться, что частокол воздвигнутых здесь вопросительных знаков — свидетельство излишней придирчивости рецензента. Но это не так. Для того чтобы выработать собственное понятие «система» и доказать его основательность, философ А. И. Уемов перебрал тридцать два определения, данных разными авторами. Я не призываю к подобной скрупулезности, но осмелюсь утверждать, что приблизительность, рыхлость, случайность словоупотребления для теоретического анализа гибельны. Но когда автор, оставляя теоретизирование, начинает, выражаясь фигурально, игру на своей территории, когда он употребляет словосочетания «что я хочу сказать?», «на каком материале я это скажу?» и, наконец, — «каким образом идеи воплотятся на экране?», становится ясным, что дело идет не столько о модели, условия существования которой и она сама не определены, а просто об этапах изучения материала, которые, быть может, в повседневной практике сценариста и не осознаются вот так раздельно, наособицу, а сливаются в едином порыве творящего сознания. А также мы можем организовать перевозки (bernapoxadrum) грузов в Армению из Москвы целыми фурами. Мы организуем доставку груза в самые короткие сроки. Сборные грузы в Ереван и другие города доставляются в течение 8-12 дней, в зависимости от удаленности пунктов назначения.