Такого удара не выдержало бы никакое пассажирское судно

Да, пароход «Адмирал Нахимов» был старым; более того, как выяснилось в ходе следствия, к моменту кораблекрушения он был уже списан с баланса Черноморского пароходства. Пока пароход совершал последние рейсы, акт на его списание дожидался своего утверждения в Минморфлоте. Правда, разрешение Регистра СССР на эксплуатацию судна до ноября 1986 г. имелось.

Но были ли у А. Богдана основания утверждать, что тяжкие последствия трагедии наступили не по вине капитанов, а истинными виновниками этого происшествия являются «некомпетентные чиновники» Минморфлота? Думается, нет.

Вот аргументы, которыми он обосновывает свою позицию. Согласно правилам, время спуска шлюпок с людьми составляет 20—30 минут, а пароход погиб за 8. Усиливая этот аргумент, А. Богдан добавляет, что «даже торпедированные в войну пассажирские суда не шли ко дну столь стремительно». Внешне эта позиция выглядит убедительной, а по существу ею же и подтверждается вина капитана Маркова. Следствием установлено, что часть грубых нарушений из тех, чт были допущены Марковым, касалась неподготовленности судна к выходу в открытое море. Он настолько утратил бдительность, что каждый раз выходил из портов, в том числе и в тот роковой вечер из Новороссийска, с незакрытыми клинкетными дверями водонепроницаемых переборок. Расчеты, проведенные экспертами, показали, что если бы клинкетные двери были закрыты, то, несмотря на большую пробоину, пароход находился бы на плаву около суток, что было бы достаточно для спасения людей, да и самого судна.

Теперь о пробоине. Возможно, во время войны бывали случаи, когда суда тонули дольше. Но разве им наносили повреждения такие «торпеды», как «Петр Васев» водоизмещением более 41 тыс. тонн! К тому же столкновение, оказавшееся гибельным для «Адмирала Нахимова», произошло когда он шел на полной скорости, а «Петр Васев» — на среднем ходу, груженный 30 тыс. тонн зерна. Неудачным (если можно употребить это слово в данном случае) 4 был характер столкновения и в том смысле, что «Петр Васев» форштевнем с бульбом таранил в борт пароход почти перпендикулярно и ниже ватерлинии. Причем «Адмирал Нахимов», продолжая движение, увеличивал пробоину от середины (миделя) судна, куда пришелся первый удар, почти до кормы.

С полной уверенностью можно утверждать, что такого удара не выдержало бы никакое, даже самое современное пассажирское судно.

А с учетом того, что пароход «Адмирал Нахимов» был достаточно крупнотоннажным судном (более 20 тыс. тонн), имел клепаные довольно толстые борта (что по заключению экспертов предотвратило гораздо боль шие разрушения), напрашивается вы вод, что для другого судна в такоР катастрофе последствия могли быть куда боле трагическими.

Так что «пароход-старичок» при правильной его эксплуатации, и прежде всего при закрытых клинкетных дверях водонепроницаемых переборок, мог бы оказаться тем единственным судном, технические характеристики которого позволили бы избежать тяжких последствий.

Увы, сослагательным наклонением не исправишь положение, однако без этого не обойдешься при анализе случившегося и поиске истинных причин и виновников трагедии. Некомпетентные чиновники, разумеется, виноваты во многих наших бедах, но уголовное право не терпит абстрактных виновников. Как конкретны тяжкие последствия, так конкретны и люди, по вине которых случается беда.

Разумеется, бывают такие обстоятельства (ураган, шторм и т. п.), когда непреодолимая сила становится на пути разумных решений капитана, сделавшего все необходимое, чего, однако, оказывается недостаточно для спасения судна, его груза или людей. Бывает, что и техническое несовершенство судна может стать причиной трагедии, причиной, которую не в силах устранить судоводительское искусство капитана. купить контрактную акпп купить акпп б.у в санкт-петербурге с доставкой в регионы