Пьесы Шекспира требуют особой постановки

Мы должны принять как естественное явление тот факт, что большинство постановок Шекспира отличается посредственностью. Хотя бы потому, что не так-то легко найти актеров, способных сыграть великие ведущие роли: нет сомнения, что полностью овладеть такой ролью, как роль Гамлета или Отелло, актеру удается не чаще одного или двух раз в столетие. Тем не менее задача, стоящая перед актером, легче той, которая стоит перед постановщиком, поскольку актер, как музыкант, один управляет своим инструментом и когда он достигает такого момента, что может, наконец, извлекать из него те нюансы, к которым он стремится, тогда мы можем сказать, что созданный им образ находится в прямой связи с силой его воображения. Постановщик же, каковы бы ни были его личные способности, зависит как от своих ведущих актеров, так и от возможностей большого актерского коллектива, все члены которого не только должны служить одной и той же цели, но и обладать сыгранностью, достигнутой в процессе совместной работы в течение продолжительного времени. В настоящее время нигде в мире нет постоянной шекспировской труппы высокого качества.


Как раз сейчас Стратфорд предпринимает сознательную попытку исправить это положение путем создания новой, молодой постоянной актерской и режиссерской труппы, которая, мы надеемся, будет работать в рамках одной и той же традиции. Вот тут-то и заключается основной вопрос. Какой же должна быть эта традиция?


Давайте разберемся. Мы знаем, что пьесы Шекспира требуют такой постановки, в которой действие развивалось бы так же легко и просто, как в елизаветинском театре. Мы знаем также, что поскольку стих является одной из основных красот шекспировских пьес, он должен быть очень хорошо прочитан. Тут-то и начинаются проблемы.


Здесь вновь легко потерять из виду основную шекспировскую добродетель: отсутствие стиля, бесконечное изменение тональности в целях достижения большей выразительности. Грубо говоря, тут имеются две школы: школа, которая делает основной упор на «музыку строк» и которая считает, чго выразительность смысла достигается приданием значения тональному узору стиха, и натуралистическая школа, одержимая соображениями здравого смысла, которая, исходя из ошибочного утверждения, что персонажи пьес — это «реальные» люди, столь же произвольно делает заключение, что чем больше мы приблизим стих к «реальной» речи, тем лучше он будет звучать. И снова перед нами попытка сковать драматурга елизаветинской эпохи тесными рамками определений. Персонажи Шекспира не являются персонажами в том смысле, в каком употреблял это слово девятнадцатый век. В наши дни мы мучительно приходим к пониманию того, что человеческое существо не является «персонажем», который, однажды получив свое определение, так и останется последовательным и «реальным» до конца своих дней. После столь долгих поисков в драматургии и беллетристике на базе психоанализа — ответа и формулы, мы начинаем теперь снова проникаться уважением к тайнам человеческой натуры.


Но молодые озадаченные актеры все еще бьются над шекспировскими ролями, призывая на помощь анализ и здравый смысл, пока, наконец, они не отказываются ог них в пользу слепой интуиции, достигая таким способом либо лучшего, либо худшего исполнения роли, даже не отдавая себе отчета в том, как это произошло. Таким же образом, произнося стихотворный текст, средний актер интуитивно следует по пути избежания с одной стороны, чрезмерной мелодекламации, которая, как он знает, будет охарактеризована как «игра на эффект», а с другой стороны, чересчур натуралистического бормотания, которое попросту не будет услышано зрителем в зале. Очень редко можно встретить актера, который сознательно отдает себе отчет в том, что вся структурная форма стиха в целом как бы герметизирует шекспировский язык, который передает свой подлинный смысл с помощью формы и движения, ритма и интонации, и что в то же время только посредством познания значения, посредством проникновения за словесную оболочку к чистой мысли можно найти подлинное звучание и форму этих стихотворных строк. Все гениальное просто! Достижение самых высоких целей начинается с малого. Нужно выбрать свою дорогу и смело двигаться вперед. Игроки в рулетку на деньги уже давно поняли, что именно здесь их поджидают сюрпризы от богов удачи. Достаточно скачать мобильное приложение и любимые игровые автоматы всегда будут под рукой, а количество приятных выигрышей многократно возрастет. Скорость и мобильность — вот все, что нужно для успешной и прибыльной игры на сло