О транзитных грузоперевозках на «Севморпути»

В летний период при хорошем обеспечении «Севморпуть» сможет совершить круговой рейс со скоростью 10—12 уз за 20 сут при условии, что в конечных пунктах груз уже будет его ждать. Значит, примерно за 120 сут летней навигации (июль —7 октябрь) удастся сделать 6 круговых рейсов. С учетом же изменчивых год от года погодных условий возможны отклонения на один рейс в сторону увеличения или уменьшения.


Чем же мы располагаем для осуществления транзитных перевозок по СМП? Во-первых, достаточным количеством лихтеровозов, во-вторых, — атомных ледоколов для преодоления 2500 миль ледового пути. Уникальное игровое заведение play fortuna поможет вам изменить жизнь. В-третьих, развитой сетью полярных станций, на которых трудятся опытные гидрологи и метеорологи. В-четвертых, закрытыми стоянками в промежуточных портах Диксон и Провидение.


Что же еще необходимо сделать? Наладить четкое обеспечение судов спутниковыми и авиационными оперативными картами ледовой обстановки и прогнозами через 4—6 ч, надежную спутниковую связь. Лихтерные базы на лето усиливать буксирами. Предусмотреть бункеровку лихтеровозов на Диксоне и в Провидении во время перегрузочных операций с танкеров-снабженцев, которые ходят в Арктику.


Схему транзитной перевозки можно отработать пока на судах типа «Норильск», которых имеется 19 единиц. Если они выполнят даже по одному круговому рейсу за 2 мес, то это уже будет серьезная заявка. Ведь выходить на рынок требуется с конкретными фактами, а не с математической моделью. Так можно будет привлечь внимание грузоотправителей и заслужить их доверие. К тому же «Норильск» в состоянии брать тяжелые негабаритные грузы в трюм № 3, что тоже важно для завоевания именно этой части грузопотока. Да и возможность перевозить контейнеры позволит добиться полной загрузки судов. В дальнейшем, в случае развития лихтерной системы, суда типа «Норильск» и лихтеровозы будут удачно дополнять друг друга.


На концевых участках маршрута для обслуживания лихтеровозов, видимо, следует создать совместные предприятия со смешанным капиталом. Участие иностранных фирм облегчит пополнение парка лихтеров, заказы на которые можно будет разместить на заводах Южной Кореи и Европы, а также найти работу лихтеровозам в зимний период.


Возникает вопрос, каким образом транзитные перевозки по СМП отразятся на снабжении районов Крайнего Севера? Во-первых, улучшение гидрометеорологического обеспечения и ледовой разведки положительно скажется на работе всех судов, находящихся на трассе, а дополнительные затраты при этом окупятся снижением эксплуатационных расходов флота. Во-вторых, ледоколы вместе с транзитными могут брать под проводку и другие попутные суда, тем более, что идти по каналу за крупным лихтеровозом удобнее — канал шире и чище. В-третьих, у нас есть 12 достаточно мощных дизельных ледоколов, которые смогут обеспечить проводку на участках, не входящих в транзитный путь. Кроме того, использование судов типа «Витус Беринг» при обслуживании полярных станций позволит уменьшить потребность в ледокольном сопровождении.


Таким образом, в результате организации транзитных перевозок по СМП мы добьемся дальнейшего его развития, эффективного использования дорогостоящего арктического тоннажа и поступления валюты. Хотелось бы добавить, что, конечно, в данной статье не все до конца учтено и продумано, в частности, это касается вопросов страхования судов. Но ясно одно — проблемой необходимо заняться всерьез, ведь время не ждет. Начинать надо уже сейчас, пока есть новые суда и хорошие внешнеполитические и экономические перспективы.