Бертольт Брехт признан в Советском Союзе

Последний раз Бертольт Брехт посетил Москву в мае 1955 года, незадолго до смерти. В сущности, только теперь он ощутил, что по-настоящему признан в Советском Союзе. Ведь все предыдущие встречи с Москвой кроме чувства искренней благодарности оставляли в душе писателя еще и горечь: по разным причинам его творчество почти не привлекало внимания советских литературоведов и режиссеров. О нем молчала критика, а пьесы не доходили до сцены, за исключением уже упомянутой постановки Таирова. Лишь в 1955 году Москва, словно возмещая былое невнимание к писателю, одарила его официальными почестями.


И в дни своего последнего пребывания в Москве Брехт охотно посещал театры, жадно пытаясь понять, насколько верны столичные режиссеры традиции Станиславского, сопоставлял увиденное с разработанной им теорией эпического театра. Он откровенно не принимал спектакли, которым был присущ патетический натурализм, грубый пафос или мелкобуржуазная интимность. В подобных инсценировках, убеждал Брехт, «нет и следа от мысли Станиславского о естественности и правде».


Зато необычайно яркое впечатление произвела на него постановка во МХАТе «Горячего сердца» Островского. В «Рабочем журнале» Брехт записал, что он смотрел «с огромным удовольствием» спектакль, где раскрылось «все величие Станиславского». Алексей Грибов, исполнявший роль Хлынова, смог бы блестяще, по мнению Брехта, сыграть его Пунтилу.


Посмотрев в Театре им. Маяковского «Баню», писатель похвалил спектакль: он показался ему актуальным и к тому же был отлично сыгран актерами, достигшими эффекта отчуждения, к созданию которого и должен, по убеждению Брехта, стремиться новый, неаристотелевский театр, названный им эпическим.


Известен афоризм Брехта: «Мышление на уровне катарсиса хуже вульгарного невежества». Писатель был глубоко убежден, что театр должен учить человека мыслить самостоятельно, вникать в суть происходящих событий, делать выводы из увиденного и услышанного. Обращаясь к эффекту отчуждения, Брехт доказывает зрителю, что нет ничего раз и навсегда данного, нерушимого, что мир не только способен изменяться, но и, в свою очередь, должен быть преобразован.


Находясь в Москве, писатель не ограничивался изучением театрального репертуара. Он стремился увидеть все стороны жизни города, понять его многоликий образ, интересуясь не столько памятниками старины и древними архитектурными ансамблями Москвы, сколько социальными сдвигами, происходящими в столице Страны Советов, признаками обновления. Рейтинг топ казино на реальные деньги представлен на портале рейтинг лучших казино все лучшие клубы 2019 года на деньги и не только